Механизм государственно-частного партнёрства – самый распространенный в мировой практике способ создания ключевых объектов инфраструктуры. 

В России объём инфраструктурных проектов, реализуемых в формате ГЧП, составляет порядка 1,8 трлн рублей, т.е. около 1,6% ВВП. Общемировой показатель для развитых стран составляет от 5 до 8%, что означает, что российский рынок ГЧП находится на этапе формирования и в ближайшем будущем будет заметен его значительный рост.

Одно из главных преимуществ механизма ГЧП – возможность в короткие сроки создать новый объект инфраструктуры, исключая риски недостроя и сокращая бюджетные затраты за счёт привлечения частных инвестиций.

За время жизненного цикла ГЧП-проектов не только создаётся объект, он начинает работать, приносить социальный и экономический эффект. Кроме этого, все риски и затраты по эксплуатации объектов во время жизненного цикла ГЧП-проектов несёт частная сторона.

Нормативная база в России

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. о государственно-частном партнёрстве N224-ФЗ

Краткие характеристики:

  • Упрощенное взаимодействие публичного и частного сектора, позволяющее последнему самостоятельно разрабатывать и предлагать реализацию социально значимых проектов на взаимовыгодных условиях.
  • Повышение конкурентных условий и прозрачности выбора исполнителей инфраструктурных проектов, о чем говорит увеличивающееся число участников внутреннего рынка ГЧП.
  • Возможности гарантии по концессионным соглашениям и проектам ГЧП, включая, но не ограничиваясь, следующими:
    • гарантии защиты частных инвестиций от инфляции;
    • гарантии минимального гарантированного дохода на протяжении всего срока эксплуатации объекта;
    • гарантии минимального платежа после завершения строительства объекта;
    • гарантии минимального трафика при инвестициях в транспортную инфраструктуру.


Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (вступает в силу 1 января 2017 г.)

Краткие характеристики:

  • Возможность проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения.
  • Отмена требования о получении предварительного согласия антимонопольного органа в случае переноса срока реализации некоторых обязательств концессионера.
  • Уточнены особенности заключения концессионного соглашения без проведения конкурса с арендатором соответствующих объектов.


ГОСУДАРСТВО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВОЗВРАТ СРЕДСТВ И ДОХОДНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ


vis-capital-web_primerka_po_fragmentam-03.png


ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕСМОТРА УСЛОВИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ


vis-capital-web_primerka_po_fragmentam-08.png