Механизм государственно-частного партнёрства – самый распространенный в мировой практике способ создания ключевых объектов инфраструктуры.
В России объём инфраструктурных проектов, реализуемых в формате ГЧП, составляет порядка 1,8 трлн рублей, т.е. около 1,6% ВВП. Общемировой показатель для развитых стран составляет от 5 до 8%, что означает, что российский рынок ГЧП находится на этапе формирования и в ближайшем будущем будет заметен его значительный рост.
Одно из главных преимуществ механизма ГЧП – возможность в короткие сроки создать новый объект инфраструктуры, исключая риски недостроя и сокращая бюджетные затраты за счёт привлечения частных инвестиций.
За время жизненного цикла ГЧП-проектов не только создаётся объект, он начинает работать, приносить социальный и экономический эффект. Кроме этого, все риски и затраты по эксплуатации объектов во время жизненного цикла ГЧП-проектов несёт частная сторона.
Нормативная база в России
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. о государственно-частном партнёрстве N224-ФЗ
Краткие характеристики:
- Упрощенное взаимодействие публичного и частного сектора, позволяющее последнему самостоятельно разрабатывать и предлагать реализацию социально значимых проектов на взаимовыгодных условиях.
- Повышение конкурентных условий и прозрачности выбора исполнителей инфраструктурных проектов, о чем говорит увеличивающееся число участников внутреннего рынка ГЧП.
- Возможности гарантии по концессионным соглашениям и проектам ГЧП, включая, но не ограничиваясь, следующими:
- гарантии защиты частных инвестиций от инфляции;
- гарантии минимального гарантированного дохода на протяжении всего срока эксплуатации объекта;
- гарантии минимального платежа после завершения строительства объекта;
- гарантии минимального трафика при инвестициях в транспортную инфраструктуру.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (вступает в силу 1 января 2017 г.)
Краткие характеристики:
- Возможность проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения.
- Отмена требования о получении предварительного согласия антимонопольного органа в случае переноса срока реализации некоторых обязательств концессионера.
- Уточнены особенности заключения концессионного соглашения без проведения конкурса с арендатором соответствующих объектов.